Взыскание задолженности по налогам с физического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по налогам с физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налогообложение — важная составляющая деятельности не только России, но и всех остальных государств в мире. Эти средства формируют бюджеты различных уровней и после перераспределяются в зависимости с расходными статьями, в том числе и на социальные нужды. Не каждый с этим согласен и выполняет исправно свою обязанность, поэтому предусмотрен механизм взыскания. Любой налогоплательщик, своевременно не рассчитавшийся, рискует, что его банковские счета и имущество может попасть в поле зрения сотрудников инспекции, а иногда в особо запущенных случаях, судебных приставов. При этом требуется соблюсти определенную процедуру.

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам

Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:

  1. Выставление требования.

Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.

  1. Уплата налога физическим лицом.

Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.

  1. Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.

Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.

Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:

  • полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
  • полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.

Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.

  1. Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.

Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.

Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).

Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.

  1. Выдача исполнительного листа.

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). ГК РФ в ст. 62-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Читайте также:  Что грозит водителю за езду в нетрезвом виде в 2023 году

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т.е. в порядке банкротства.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.

При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по установленной форме в десятидневный срок с момента вынесения решения.

Способы уплаты налогов

В настоящее время исполнить налоговые обязательства можно самыми разными способами. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:

  • Банковская касса. Этот способ оплаты удобен тем, что все операции по заполнению квитанции и проведению платежа осуществляет оператор. Плательщику необходимо предоставить реквизиты для оплаты и паспорт. После оплаты гражданину выдается квитанция с отметкой банка о проведении платежа.
  • Терминал. Многие граждане предпочитают оплачивать налоги в платежных терминалах. Это удобно и быстро; нет необходимости стоять в очереди в кассу. При использовании терминала физлицу придется, однако, ввести свои данные в форму самостоятельно. Кроме того, ему нужно будет заплатить комиссию за проведение платежа. Как правило, это не очень большая сумма.

Комментарий к статье 48 НК РФ

Комментируемая статья посвящена обращению взыскания на имущество физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Положения статьи 48 НК РФ отдельно подчеркивают необходимость соблюдения дополнительных гарантий при осуществлении взыскания недоимки (пеней, штрафов) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В Письме Минфина России от 05.06.2015 N 03-02-08/32732 отмечено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов с учетом следующих особенностей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В случае если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, на основании пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговым органом может быть предъявлено требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом указанного определения.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи вышеуказанных заявлений о взыскании может быть восстановлен судом.

В Письме ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@ приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.

1. Перед направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на исполнение судебных приказов, исполнительных листов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:
— регистрационных данных;
— сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);
— имущества должника.

2. Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса при условии, что сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс.рублей, одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника.

3. В случае если сумма задолженности превышает 10 тыс.рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 67 Закона направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

4. При наличии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов указанную информацию в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@/0001/7.

5. В случае непоступления в течение 2-х месяцев с даты возбуждения исполнительного производства от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника по судебному акту, сумма взыскания по которому составляет более 3 тыс.рублей, налоговый орган направляет не позднее 10 календарных дней со дня истечения вышеуказанного срока уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности, для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом, с учетом требований письма ФССП России и ФНС России от 11.09.2015 N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@.

6. Налоговые органы формируют списки должников, имеющих задолженность более 50 тыс.рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс.рублей — по НДФЛ, находящуюся на исполнении в ФССП России, и в отношении которых имеется информация о наличии имущества, и по согласованию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов организуют проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.

7. В случае поступления от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника, сумма задолженности которых составляет более 50 тыс.рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс.рублей — по НДФЛ, и отсутствия информации о произведенной оценке, налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника.

8. При отсутствии в налоговом органе постановления о передаче на реализацию арестованного имущества и отсутствии спора о стоимости имущества должника, задолженность которого составляет более 50 тыс.рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс.рублей — по НДФЛ, налоговым органом направляется запрос о пояснении причин неисполнения статьи 87 Закона.

9. В случае отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомится с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращении взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты.

10. В случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс.рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

Читайте также:  Защита по ст. 315 УК РФ Неисполнение решения суда

11. В случае неисполнения организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более 2-х месяцев.

12. Налоговые органы ежеквартально направляют в адрес структурных подразделений территориальных органов ФССП России списки исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика — физического лица, находящихся на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России более 2 месяцев.

Пояснения по вопросам восстановления сроков давности

Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.

Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.

В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Взыскание недоимки налоговыми органами

1. Настоящая статья устанавливает правила взыскания налога, сбора или пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с настоящей статьей взыскание налога (сбора, пени, штрафов) с физического лица допустимо только в судебном порядке.

При этом налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества (денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, иного имущества — статьи 128 — 130 ГК РФ) налогоплательщика — физического лица в случае неисполнения таким налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Исковое заявление налогового органа (таможенного органа) о взыскании налога должно быть подано в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В досудебном порядке разрешения спора налоговый орган (таможенный орган) должен направить требование об уплате налога налогоплательщику — физическому лицу. При этом требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не имеющего статус индивидуального предпринимателя, подается в суд общей юрисдикции.

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

В соответствии со статьей 29 Гражданского процессуального кодекса РФ иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Читайте также:  Пособия семьям с детьми вырастут с 1 мая 2023 года

Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 ГПК РФ, не может быть изменена соглашением сторон.

3. Пункт 2 настоящей статьи устанавливает срок — 6 месяцев, в течение которого налоговый орган (таможенный орган) может подать исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица в соответствующий суд.

При этом установленный настоящей статьей срок — 6 месяцев — начинается со следующего дня после истечения последнего дня срока, установленного требованием уплатить налог (принимаются во внимание календарные дни).

Однако суд может восстановить пропущенный указанный срок, если сочтет причины его пропуска налоговым (таможенным) органом уважительными.

4. Налоговый орган (таможенный орган) к исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может приложить ходатайство о наложении ареста (как частичного, так и полного) на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

В таком ходатайстве указывается имущество, на которое предлагается наложить арест, место нахождения этого имущества, а также факты, послужившие основанием для самого ходатайства, и т.п.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения искового заявления о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа на основании определения суда по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

ВС высказался о сроке судебного взыскания налоговой задолженности

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3000 руб.;
  • в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3000 руб.

Налогоплательщику, с которого взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)
Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту жительства налогоплательщика без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа его копию направляют налогоплательщику (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò äåíåæíûõ ñðåäñòâ íàëîãîïëàòåëüùèêà íà áàíêîâñêèõ ñ÷åòàõ

Âòîðûì ýòàïîì âíåñóäåáíîãî ïîðÿäêà ÿâëÿåòñÿ âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò äåíåæíûõ ñðåäñòâ íàëîãîïëàòåëüùèêà íà áàíêîâñêèõ ñ÷åòàõ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 46 ÍÊ ÐÔ. Âçûñêàíèå íàëîãà â äàííîì ñëó÷àå ïðîèçâîäèòñÿ ïî ðåøåíèþ íàëîãîâîãî îðãàíà, êîòîðîå äîëæíî áûòü ïðèíÿòî íå ïîçäíåå äâóõ ìåñÿöåâ ïîñëå èñòå÷åíèÿ ñðîêà, óñòàíîâëåííîãî â òðåáîâàíèè îá óïëàòå íàëîãà.

Ðåøåíèå î âçûñêàíèè äîâîäèòñÿ äî ñâåäåíèÿ íàëîãîïëàòåëüùèêà â òå÷åíèå øåñòè äíåé ïîñëå âûíåñåíèÿ óêàçàííîãî ðåøåíèÿ.  ñëó÷àå íåâîçìîæíîñòè âðó÷åíèÿ ðåøåíèÿ î âçûñêàíèè íàëîãîïëàòåëüùèêó ïîä ðàñïèñêó èëè ïåðåäà÷è èíûì ñïîñîáîì, ñâèäåòåëüñòâóþùèì î äàòå åãî ïîëó÷åíèÿ, ðåøåíèå î âçûñêàíèè íàïðàâëÿåòñÿ ïî ïî÷òå çàêàçíûì ïèñüìîì è ñ÷èòàåòñÿ ïîëó÷åííûì ïî èñòå÷åíèè øåñòè äíåé ñî äíÿ íàïðàâëåíèÿ çàêàçíîãî ïèñüìà.

Ðåøåíèå î âçûñêàíèè, ïðèíÿòîå íàëîãîâûì îðãàíîì ïîñëå èñòå÷åíèÿ óêàçàííîãî äâóõìåñÿ÷íîãî ñðîêà, ñ÷èòàåòñÿ íåäåéñòâèòåëüíûì è èñïîëíåíèþ íå ïîäëåæèò.  ýòîì ñëó÷àå íàëîãîâûé îðãàí ìîæåò îáðàòèòüñÿ ñ èñêîì â ñóä î âçûñêàíèè ïðè÷èòàþùåéñÿ ê óïëàòå ñóììû. Òàêîé èñê ìîæåò áûòü ïîäàí â òå÷åíèå øåñòè ìåñÿöåâ ïîñëå èñòå÷åíèÿ ñðîêà èñïîëíåíèÿ òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íàëîãà. Ïðîïóùåííûé ïî óâàæèòåëüíîé ïðè÷èíå ñðîê ïîäà÷è çàÿâëåíèÿ ìîæåò áûòü âîññòàíîâëåí ñóäîì. Çàìåòèì, ÷òî çàêîíîäàòåëü ÷åòêî óñòàíîâèë ñðîê äëÿ îáðàùåíèÿ â ñóä, óñòðàíèâ òåì ñàìûì ïðîáåë â ðåãóëèðîâàíèè äàííîãî âîïðîñà.

Ïðèíóäèòåëüíîå âçûñêàíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïóòåì íàïðàâëåíèÿ â áàíê, â êîòîðîì îòêðûòû ñ÷åòà íàëîãîïëàòåëüùèêà, ïîðó÷åíèÿ íà ñïèñàíèå è ïåðå÷èñëåíèå â áþäæåòíóþ ñèñòåìó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íåîáõîäèìûõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ.  äàííîì ïîðó÷åíèè óêàçûâàþòñÿ ñ÷åòà íàëîãîïëàòåëüùèêà, ñ êîòîðûõ äîëæíî áûòü ïðîèçâåäåíî ïåðå÷èñëåíèå íàëîãà, è ñóììà, ïîäëåæàùàÿ ïåðå÷èñëåíèþ.

Ñëó÷àè âçûñêàíèÿ íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî ÷åðåç ñóä

Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. âçûñêàíèå íàëîãà, ïåíè è øòðàôà èñêëþ÷èòåëüíî â ñóäåáíîì ïîðÿäêå ïðîèçâîäèòñÿ â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

ñ îðãàíèçàöèé, êîòîðûì îòêðûòû ëèöåâûå ñ÷åòà, ïðè÷åì ñ÷åòà, îòêðûòûå â îðãàíàõ Ôåäåðàëüíîãî êàçíà÷åéñòâà (èíûõ îðãàíàõ, îñóùåñòâëÿþùèõ îòêðûòèå è âåäåíèå ëèöåâûõ ñ÷åòîâ) â ñîîòâåòñòâèè ñ áþäæåòíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;

â öåëÿõ âçûñêàíèÿ íåäîèìêè, ÷èñëÿùåéñÿ áîëåå òðåõ ìåñÿöåâ çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ çàâèñèìûìè (äî÷åðíèìè) îáùåñòâàìè, ñ ñîîòâåòñòâóþùèõ îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ â ñëó÷àÿõ, êîãäà íà ñ÷åòà ïîñëåäíèõ â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ, à òàêæå çà îðãàíèçàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ îñíîâíûìè (ïðåîáëàäàþùèìè, ó÷àñòâóþùèìè) îáùåñòâàìè, ñ çàâèñèìûõ (äî÷åðíèõ) îáùåñòâ (ïðåäïðèÿòèé), êîãäà íà èõ ñ÷åòà â áàíêàõ ïîñòóïàåò âûðó÷êà çà ðåàëèçóåìûå òîâàðû (ðàáîòû, óñëóãè) îñíîâíûõ (ïðåîáëàäàþùèõ, ó÷àñòâóþùèõ) îáùåñòâ;

ñ îðãàíèçàöèè èëè èíäèâèäóàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, åñëè èõ îáÿçàííîñòü ïî óïëàòå íàëîãà îñíîâàíà íà èçìåíåíèè íàëîãîâûì îðãàíîì þðèäè÷åñêîé êâàëèôèêàöèè ñäåëêè, ñîâåðøåííîé òàêèì íàëîãîïëàòåëüùèêîì, èëè ñòàòóñà è õàðàêòåðà äåÿòåëüíîñòè ýòîãî íàëîãîïëàòåëüùèêà.

Судебный приказ: смысл документа и его правовые последствия

Судебным приказом называется предписание, вынесенное посредством приказного судопроизводства. Данный документ официально разрешает уполномоченному субъекту (к примеру, определенному властному органу) осуществить взыскание с конкретного должника – юридического лица или гражданина – четко обозначенной суммы денежных средств, ссылаясь на требования заключенного договора или нормы действующего в РФ законодательства. Если уполномоченным субъектом является фискальный орган (ФНС), то речь будет идти об истребовании налогового долга с плательщика – физического лица или, как вариант, организации. Надо отметить, что в данной сфере правоотношений применяются действующие нормы российского законодательства, регламентирующего порядок ведения административного судопроизводства.

Характерные особенности судопроизводства, осуществляемого в приказном порядке:

  • Иск рассматривается судом достаточно быстро.
  • Для судебного рассмотрения дела не требуется участие истца (кредитора, уполномоченного субъекта) и ответчика (должника, обязанного субъекта).
  • Постановление (предписание) выносится судом, если факт существования непогашенных обязательств ответчика перед истцом однозначно подтверждается неоспоримыми, очевидными доказательствами. Основаниями для предъявления и удовлетворения конкретных исковых требований могут являться пункты соглашения, подписанного обеими сторонами, или, как вариант, определенные нормы действующего в РФ законодательства.

Взыскание своевременно непогашенной задолженности зачастую осуществляется на практике уполномоченными сотрудниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в своей правоприменительной деятельности будут руководствоваться именно судебным приказом. Следует знать, однако, что предписание об истребовании налогового долга, вынесенное в режиме приказного судопроизводства, является действительным для любой задолженности ответчика перед бюджетом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *