Бенефис Веры Алентовой в спектакле «Мадам Рубинштейн»

Постановку об одиночестве, силе духа и спасительной силе человеческих отношений Театр имени Пушкина приурочил к 80-летию актрисы.

21 февраля народная артистка России Вера Алентова отмечает 80-летие. Юбилей актриса празднует на сцене: в Театре имени Пушкина покажут ее бенефис «Мадам Рубинштейн». Поставил спектакль Евгений Писарев, художественный руководитель театра: он решил отказаться от классического материала и адаптировал пьесу малоизвестного в России драматурга. «Мадам Рубинштейн» – это трагикомедия о последних годах жизни Элены Рубинштейн, женщины, совершившей революцию в косметике. «КиноРепортер» поздравляет Веру Валентиновну с днем рождения и рассказывает, каким получился ее новый спектакль.

Основой для постановки послужила пьеса австралийского писателя Джона Мисто. В России его произведение ставят впервые, а потому «Мадам Рубинштейн» – это знакомство не только с эксцентричной бизнес-леди, но и с автором, который бережно воссоздал ее яркий образ на страницах книги. Тем не менее это не биография Элены Рубинштейн, а скорее приближенная к реальности зарисовка о кульминации ее жизни. Ведь именно последние 10 лет рядом с Эленой был настоящий друг – как искупление за непростую судьбу без привязанностей.

Архитектура декораций – вот что впечатляет в первую очередь. Настолько лаконичную геометрию и тщательную работу со светом сложно найти даже в киношедеврах визионеров. Мадам Рубинштейн еще не появилась «в кадре», однако обстановка кабинета уже многое говорит о персоне, которая вот-вот ворвется в рабочее утро на Пятой авеню.

Одна только декорация предопределяет многоуровневую дистанцию между зрителем и происходящим на сцене. Ступенька за ступенькой мы оказываемся то ближе к героине, то дальше. Порой издалека мы наблюдаем незначительные короткие эпизоды, призванные связывать основные части повествования. Как если бы действие разворачивалось на телеэкране: скетч, ситком, пометка «в прошлой серии». И по мере приближения образ мадам Рубинштейн прорисовывается все ярче, ее характер становится все ближе и понятнее. И обстановка на сцене, расположение предметов, несколько уровней идеально способствуют развитию сюжета.

Вера Алентова потрясающе играет, и Элена Рубинштейн в ее исполнении кажется великой, невероятной, а самое главное – давно знакомой. Будто мадам не покидала глянцевых обложек и не сходила с телеэкранов, а все это время была где-то рядом, продолжала вести войну со старением и освобождать женщин от кухонного рабства при помощи декоративной косметики.

В то время как декорации создают правильный фон для восприятия разных ситуаций из жизни знаменитой бизнес-леди, Вера Алентова несет на своих плечах саму историю. Легендарный образ самой успешной и вместе с тем самой одинокой в мире женщины. Все особенности, о которых просто невозможно рассказать текстом: только мимика и жесты, интонация, осанка. За двухчасовой спектакль Вере Алентовой удается воплотить все, чем была Элена, рассказать ее историю в лаконичной форме и без четвертой стены.

Элена Рубинштейн – не самый приятный человек, она всегда держит дистанцию, поносит сыновей на чем свет стоит и крепко держится только за свой бренд. Она никогда и никому не доверяла полной правды о своем прошлом – считала правду как таковую слишком скучной, недостойной таблоидов. И по-настоящему близких людей у нее практически не было.

До тех пор, пока к мадам не напросился на работу одинокий ирландский парень Патрик О’Хиггинс: он-то и стал ее главной опорой в самый непростой период. Потрясающая химия Веры Алентовой и Артема Ешкина сделала отношения Элены и Патрика отдельным персонажем постановки. Их дружба оживает, приобретает знакомые черты, будто два наших старых приятеля «опять собачатся» и «снова мирятся». Откровенно, но притом аккуратно режиссер воссоздал на сцене очень тонкую текстуру человеческого взаимодействия.

И ведь это самое главное: отношения. Спектакль рассказывает историю мадам Рубинштейн, но на деле наглядно иллюстрирует одиночество сильного человека – и спасительную функцию дружбы. В лице Патрика Элена получила не только поддержку, но и голос разума, и просто собеседника. Кто знает, на сколько лет продлил ей жизнь их с О’Хиггинсом тандем.

При этом драма в спектакле часто уступает юмору – «Мадам Рубинштейн» запросто можно назвать комедией. Едкие комментарии Элены можно разбирать на цитаты, а нелепые ситуации, в которые постоянно попадает Патрик, достойны отдельного скетч-шоу. Евгению Писареву удалось идеально подобрать интонацию для печальной истории: практически ни одна деталь не напоминает о том, насколько несчастна главная героиня.

Но все-таки финал с короткой биографической справкой оставляет осадок – странное чувство, как будто прощаешься навсегда с хорошим знакомым. И это ощущение еще какое-то время преследует, до тех пор, пока не наткнешься на логотип HR (Helena Rubinstein) и не вспомнишь, что наследие мадам Рубинштейн продолжает жить, а значит, все было не зря.

ИСТОЧНИК

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.